18 ДЕКАБРЯ 2018
Чем школьники из глубинки покорили резидентов Парка высоких технологий
Беларусь назвали IT–страной — и этому статусу она соответствует. Фору коллегам из–за рубежа дадут не только наши программисты. На мировом уровне звучат и имена юных. Трое старшеклассников из Минска — Леонид Бинцаровский, Даниил Постник и Иван Шабуня — этой осенью отличились на Всемирной олимпиаде роботов в Таиланде. Их команда по робофутболу попала в топ–16 — серьезное достижение. Но IT–таланты есть и в белорусской глубинке. В Чиангмай четверо ребят из Мяделя ездили под лозунгом «Главное — не победа, а участие» и своим выступлением остались довольны. Теперь же в гости к парням, на которых уже обратили внимание резиденты Парка высоких технологий, отправились корреспонденты «СБ».
— Бывший председатель райисполкома Илья Шатько предложил директору гимназии создать нечто такое, чего ни у кого в области не было бы, в общем, заиметь собственный «бренд». Перелопатили массу вариантов, и тут в одной из газет я увидел заметку о Лего–робототехнике. Это сейчас ею никого уже не удивишь, а тогда все было в новинку. Вот и мы решили: почему бы не попробовать? Район закупил несколько специальных конструкторов…
Недешевая, надо сказать, вещь, которую лет 5 назад еще было и не сыскать днем с огнем даже в Минске. Заказывать пришлось в России.
На счету мядельских гимназистов нынче около двух десятков собранных роботов. «Сумоисты», задача которых — выталкивать друг друга с ринга. Модели, способные двигаться строго по заданной траектории (именно такие обычно участвуют в различных состязаниях). Но есть среди них и «фирменные» штучки.
Робот–пылесос. Основа — из специализированного «Лего». Пылесборник — из картона, загребательные щетки — из лески. Кулер от ноутбука приспособили под агрегат для засасывания мусора. Для демонстрации его работы мядельские гимназисты рассыпали по полу опилки, и пылесос, двигаясь сначала по спирали, а затем по периметру, их подчистую убирал. Разработку настолько оценили на многочисленных проходящих в нашей стране соревнованиях по робототехнике, что сооснователь EPAM Леонид Лознер подарил ребятам еще 3 набора «Лего».
Универсальный робот–спасатель. Мини–модель. Конструкция — простейшая. Танковая подвеска, две гусеницы, благодаря чему он способен продраться по любому бездорожью и через завалы. В нашем же случае — забраться на стол даже под углом 45 градусов. Посередине — манипулятор для разбора завалов и спасения людей, способный разворачиваться вокруг собственной оси. На раз захватывает и поднимает небольшие грузы. Программа написана на языке Python.
Один из роботов, принимавших участие во Всемирной олимпиаде. Сборщик фруктов. Его предназначение — рассортировать «хорошие», «недозрелые», «подпорченные» и «гнилые» фрукты (в общем, отличающиеся по цвету детали) по разным зонам–ячейкам.
Чья роль важнее: инженера, который должен придумать оптимальную конструкцию, или программиста? Вячеслав Савчик отвечает:
— И того, и другого. Когда готовились к Всемирной олимпиаде роботов, конструкции перерабатывали раз десять, если не больше. Скажем, почему белорусская команда по робофутболу проиграла там в 1/8 финала Малайзии? У азиатов роботы были более скоростные — за счет других шестерен. Но и хорошо запрограммировать робота — одна из основных задач. Правда, здесь есть своя «засада»: алгоритмы для олимпиады младшая и средняя категории участников обязаны писать на специализированном Лего–языке, который особого прикладного применения не имеет. Кстати, кроме языка программирования, на хорошем уровне нужно владеть и английским. У ребят он неплохой. Чтобы подтянуть остальных, в нашей гимназии собираемся организовать факультатив по изучению «технического» английского — один час в неделю.